Сохранение здоровья, увеличение продолжительности жизни детерминируют необходимость повышения эффективности медицинских рекомендаций, которые, несмотря на успехи фармакологии, оказываются недостаточными по причинам, связанным с низким уровнем соблюдения этих рекомендаций пациентами. В настоящем обзоре отражены современные представления о пациентском комплаенсе, как общемедицинской проблеме. Цель исследования: анализ теоретических данных о состоянии проблемы «комплаенс», формулирование собственного концептуального определения «комплаен- са», необходимого для дальнейшей разработки тактики по повышению уровня пациентского комплаенса. Рассмотрены основные факторы и концепции комплаенса/нонкомплаенса. Основываясь на системном подходе, авторы статьи считают, что комплаенс есть поведенчески реализованное отражение лечебного взаимодействия, преломленного через призму индивидуально-личностных особенностей пациента. Ключевые слова: комплаенс, определение комплаенса, факторы комплаенса, приверженность терапии